Comic Market

Comic Market или Comiket (コミケット или コミケ, как его называют фанаты манга) – самая большая в Японии ярмарка додзинси, а также самый масштабный ивент, проводящийся в закрытом помещении. Два раза в год, в середине августа и 29-31 декабря, самый огромный в Японии выставочный комплекс Tokyo Big Sight, расположенный на насыпном острове Ариакэ в токийском районе Одайба, переполняется огромным количеством фанатов аниме, манга и игр. За три дня, Комикет проводится именно три дня, Big Sight посещают от 500 до 600 тысяч человек, что сопоставимо с населением российского города. Говорят, что во время Комикета насыпной остров оседает от этой тяжести на несколько сантиметров. В этом году Комикет проходил  с 12 по 14 августа, и общее количество посетителей за три дня составило 540 с лишним тысяч человек. Статистика насчитывает два с половиной миллиона фанатов манга и аниме в Японии. Это значит, что каждые полгода на Комикете собирается четвертая часть этой армии.
Tokyo Big Sight – это несколько огромных комплексов, внутри которых несколько залов, по площади напоминающих стадион. В этих залах и располагаются додзинси-клубы (同人サークル), выставляя на столиках свои произведения. В основном, это, конечно же, додзинси, но есть и компьютерный софт, диски с музыкой собственного сочинения, фигурки и другой стафф, также сделанный собственными руками. Все додзин произведения делятся на оригинальные, где и сюжет, и персонажи придуманы вами и не использовавшиеся нигде ранее, а также на так называемые «пародии»,  то есть произведения на основе уже написанных кем-то историй или с использованием созданных кем-то персонажей. В последнее время самым популярным видом являются как раз пародии. Кстати говоря, именно из-за этого многие думают, что додзин произведения – это манга–переделка уже существующего произведения. Додзин произведения могут быть совершенно разных жанров, таких как видео-игры (в основном 18 R), токусацу, известные люди (актеры, певцы, спортсмены и даже политики и герои новостей),  манга, аниме, научная фантастика и фэнтази. Среди оригинальных додзин произведений можно встретить как мангу и новеллы, так и стихи, научные статьи и даже традиционную японскую поэзию танка и хайку. Помимо перечисленных видов существуют также додзин произведения, посвященные фотографии, домашнимлюбимцам, железной дороге, путешествиям, косплею, кулинарии, BL произведениям и др.  Комикет – это место, где фанаты манга, аниме, видео-игр и др. собираются, чтобы весело провести время и своими произведениями показать новое видение популярной манги или аниме, поделиться своими впечатлениями от прочитанного или просмотренного в оригинальной форме под названием додзинси. Комикет дает всем свободу самовыражения и возможность преподнести в новом виде то, чего нет в самом оригинале. Комикет — это место, где фанаты, ищущие свободу мысли и новые возможности, встречаются с любимым произведением.
На Комикете выставляют товар на продажу как любители, так и профессионалы. В залах на общих условиях выставляются и качественно отпечатанные в типографии красочные цветные книжки, и отпечатанные на ксероксе и скрепленные степлером самоделки.  Есть клубы, которые скромно выставляют пару стопок с отксеренными додзинси по цене 100 иен, и которые за весь день смогли продать только несколько экземпляров, а есть клубы, у столиков которых собираются километровые очереди, и где за первые три часа после открытия уже все распродано. Фанаты занимают очередь еще накануне (несмотря на то, что выстраиваться в очередь с вечера запрещено). Это даже внушительнее, чем постоять за автографом любимого актера или певца! Впечатляет. Несмотря на то, что додзинси называют некоммерческой мангой, они продаются, но доход от продаж, как правило, идет на покрытие расходов на печать додзинси и на вечер в забегаловке и в караоке, посвященный окончанию Комикета и успешной продаже. Основная цель создания додзинси и выставления их на Комикете – это развлечение, поиск себя и желание поделиться своими мыслями с другими, приятное проведение свободного времени в приятной компании единомышленников. Для многих авторов Комикет- это отличный способ заявить о себе и о своем таланте. Очень часто будущих мангак редакторы крупных издательств ищут как раз на Комикетах. Можно сказать, что все мангаки когда-либо выставляли свои додзинси на Комикете.
Комикет – это ивент, имеющий 36-летнюю историю. Первый Комикет прошел в 1975 году, на котором собралось всего 700 человек. Сейчас это около 35 тысяч клубов, более 500 тысяч покупателей и 15 тысяч косплейеров.
Средний возраст пришедших на Комикет (как участников, так и покупателей) составляет 30 лет. Японские отаку значительно старше русских, поэтому додзинси предназначены как раз для более старшей аудитории. Существует мнение, что среди участников Комикета (тех, кто продает додзинси и пр.) в основном мужчины. Однако это не так. Уже в 2005 году 70% участников были женщины. Что касается пришедших на Комикет, а именно тех, кто покупает  додзинси, то соотношение мужчин и женщин составяляет ровно 50%. Дело в том, что на Комикете каждый из трех дней посвящен определенному жанру. Первый день – это «женский» день, когда практически во всех залах за столиками с додзинси стоят женщины.
  
  
Приехать в Токио и попасть на Комикет – это только первая часть грандиозного плана. Самое сложное – найти нужные вам додзинси. Вы должны знать жанр и название клуба, выпускающего тот или иной додзинси. Информацию об интересующем вас клубе можно найти в Интернете или в специальном каталоге Комикета, который начинает продаваться за несколько недель до события и за которым продолжают выстраиваться очереди тех, кто не успел обзавестись полезным предметом, прямо на самом Комикете. Выписав день, номер здания, название зала и ряд с номером столика, за которым будет находиться нужный вам клуб, вы отправляетесь покорять Комикет. Начало в 10 утра, но если вы приедете к 10-ти, то скорее всего пробьетесь в Tokyo Big Sight только часа через два. Необходимо приехать заранее, чтобы избежать и давки на вокзале, и безболезненно пройти очередь, которая начинается еще за несколько кварталов до самого комплекса Big Sight, и, конечно же, вовремя успеть занять очередь за нужным вам додзинси. И вот вы на одном из ближайших к Big Sight вокзалу, обклеенному аниме постерами, и вокруг вас люди с рюкзаками, сумками на колесиках и приделанными к тележке картонными коробками. На лицах людей читается волнение и предвкушение охоты, целеустремленный взгляд направлен к выходу и скорее на Big Sight. Дорога от вокзала до места проведения ивента обозначена стрелками, и заботливые волонтеры из Комитета по подготовке Комикета разделяют толпы идущих на участников и посетителей. Посетителей проведут по кварталам в обход Big Sight, дабы избежать скопления людей у самого входа в комплекс. Если вы счастливчик и имеете специальный проходной билет, то вас поведут короткой дорогой, и впустят внутрь как белого человека за час до открытия. Такие билеты выдают участникам и помощникам участников Комикета. Однако если вы опоздаете, то даже билет вас не спасет. Опоздание – одно из главных нарушений Комикета. Август в Токио жаркий и душный. Вам предстоит стоять на улице под палящими лучами солнца по крайней мере час, поэтому опытный посетитель Комикета всегда в удобной обуви, с сумкой с множеством кармашков, в которых обязательно лежат крем от загара, веер, полотенце и пара бутылок с водой.
Сами участники, выставляющие товар, приходят задолго до открытия и расставляют додзинси и другой стафф на столиках (у кого-то в распоряжении столик, у кого-то полстолика). Многие украшают свой столик, чтобы привлечь покупателей. Многие для этой же цели продают в косплей костюме персонажа-героя произведения. До запуска посетителей в огромных залах Big Sight просторно, но не спокойно, потому что вовсю кипит работа по раскладке товара, а также изучению товара соседей и товара в других залах. Ведь сами участники также надеются заполучить додзинси любимого клуба. Правда правило Комикета гласит, что вести продажу до официального открытия и запуска посетителей категорически запрещено. Многие дружественные клубы просто обмениваются додзинси друг друга. И если вы свой среди мангак и аниме фанатов, то просто прогулявшись по Комикету, вы соберете стопочку додзинси, которые вам непременно подарят в знак дружбы. Ровно в 10 утра звучат слова приветствия и после слов «Итак, Комикет открывается! Потрудимся как следует!» раздаются дружные аплодисменты, и двери открываются для посетителей. На секунду воздух замирает, и вот от многочисленных входов в залы несется волна людей с рюкзаками, которая заполняет собой все пространство в залах. Люди торопятся занять очередь у столиков любимых клубов. Самые популярные и обожаемые клубы располагаются по краям зала так, чтобы покупатели смогли выстроиться в многометровую очередь еще на улице, иначе в зале места просто не хватит. Еще до открытия волонтеры согласно специальным схемам расставляют людей по нужным им очередям. За первые три часа у таких столиков уже все распродано. Примечательно, что такие мероприятия возможны только в Японии, где все терпеливо и проявляя уважение к остальным, спокойно простаивают в очереди под палящим солнцем, обливаясь потом, и не пытаются прорваться вперед, заметив, что стопка вожделенных журналов вот-вот закончится. Царит движение и суета, но это, я бы сказала, «мягкая суета». Однако и традиционная японская обходительность и вежливость на некоторое время пропадает, если вы оказались в залах, где продаются самые популярные пародии сезона. Чтобы прочувствовать атмосферу Комикета и тяготы фанатов, я посетила зал “Touhou Project”, который был на пике популярности в прошлом 2010 году. Это было непередаваемо. Вы не можете двигаться по проходам, вы просто подчинены толпе, сдавившей вас со всех сторон и несущей туда, куда угодно ей. Если вы маленького роста, то вам сразу же станет нечем дышать. Давка и неприятные ощущения от такой близости людей заставили меня пожалеть о стремлении к новым ощущениям. Выбраться из этой толпы очень сложно. В один момент я поняла, что я единственная девушка в этой лавине мужчин-отаку, и мне действительно стало жутко. Благополучно выбравшись,  отдышавшись на улице, навестив приятеля у одного из столиков с километровой очередью и получив в знак дружбы красивый додзик по “Touhou” я отправилась изучать другие залы.
В залах суета и гул, посетители торопятся обойти все нужные им клубы, а участники стараются продать все товары Комикет зал 15082010139. Многие сидя за столиком рисуют наброски. Помимо черно-белых и красочных додзинси вы встретите музыкальные диски, фотоальбомы с косплей фотографиями, веера, фигурки и много других предметов. В целом же залы напоминают токийскую биржу времен экономического подъема. Трудолюбивые волонтеры разгребают образовавшиеся пробки из людей, непрестанно призывая в рупоры толпу к порядку. В холлах и переходах тоже лавина толпы, и все двигаются в разные стороны (см. видео Comiket толпа 14082010136). Самые большие очереди у столиков, выставляющих пародии на произведения “Shonen Jump”, “Touhou”, “Hetalia”, “Inazuma 11”, “Toaru Kagaku no Railgun” и в основном популярно направление моэ. В этом году, на прошедшем в августе Комикете самыми популярными были пародии на “Mahou Shoujo Madoka Magika” и “TIGER&BUNNY”. Новичкам, которые просто хотят посмотреть, что такое Комикет, советую подходить к обеду. Когда толпа немного спадет, и осчастливленные додзинси от популярных клубов отдыхают на улице, перебирая добычу и раскладывая ее в коробки для отправки домой прямо от Big Sight. По словам главного организатора Комикета Итикава Коити, в этом году еще больше упростили правила, в результате чего число косплейеров в залах резко увеличилось. В дни проведения ивента в Токио стояла 34-градусная жара, и Итикава-сан поделился с “Cool Japan Journal” информацией о том, что в мед. пункты было доставлено большое количество людей с солнечным ударом. «Друзья, Комикет – это не только место, где все могут весело провести время в кругу любимых анме и манга произведений, но и своего рода поле битвы, где приходится бороться с толпой и с тяжелыми погодными условиями», обращается к читателям “Cool Japan Journal” Итикава-сан.
    
Первый день на Комикете посвящен сёнэн и сёдзё, а также BL произведениям, поэтому основные посетители в этот день женщины. Более половины участниц в возрасте 40 лет. Это ухоженные милые женщины, скорее всего домохозяйки, увлечение которых – это чтение и написание манга. Очень необычно было видеть, как за столиками с откровенными, и в некоторых случаях даже очень, додзинси сидят приветливые симпатичные женщины. По моим наблюдениям, среди пришедших в этот день на Комикет 80% составляли девушки. Стереотип о том, что девушки-отаку неаккуратные, несимпатичные и странные разрушился вдребезги. Большую часть толпы составляли именно приятные и хорошо одетые представительницы слабого пола. Во второй день Комикета толпы больше, второй день посвящен персонажам из видео-игр, а именно игры сейчас популярнее всего в Японии. Музыкальные додзин произведения также выставляются во второй день. Среди пришедших очень много парочек, в основном немолодого вида, а также огромное количество странных людей. Именно из-за них у всех складывается предвзятое отношение к отаку. После того, как я побывала в зале “Touhou Project”, я тоже начала плохо думать о тех, кто бросает темную тень на всех фанатов аниме и манга. Больше всего посетителей во второй и третий день. Третий день называют самым интересным. Он посвящен R18 произведениям, некоторые из которых могут глубоко шокировать.  Иностранцев в третий день я не встретила ни одного. Стараясь соблюсти закон, участники прямо за столиками вручную закрашивают черным запретные места в додзинси. Примечательно то, что отпечатаны они были все-таки безо всякой цензуры.
  
Возможно уже многих после прочтения волнует вопрос об авторском праве, ведь самым популярным жанром на Комикете являе  тся именно пародия, а по большому счету просто использование чьих-то сюжетов и персонажей, то есть нарушение авторских прав. То, что в Японии существует такое огромное количество додзинси, это вовсе не дозволено законом,  просто обладатели авторских прав благосклонно позволяют использовать своих персонажей. Многие сами выросли на Комикетах и додзин деятельности, поэтому закрывают глаза на переделку своих произведений другими. Однако не все авторы раздают свои права направо и налево. Есть много случаев, когда правообладатели подают в суд на фанатов, использующих их персонажей. Известен случай, когда компания Nintendo подала в суд за использование их Покемона. Поэтому сейчас на Комикете практически не встретишь этого персонажа. Новичкам советуют прежде чем начать писать додзинси, изучить каталоги прошлых лет, и ни в коем случае не использовать те произведения, которых нет в каталогах. Это означает только одно – фанаты уже знают, кто строго охраняет свои авторские права, и не посягают на произведения этих авторов и этих фирм.
  
Комикет предназначен для общения фанатов и распространения непрофессиональных и некоммерческих произведений. Однако каждый год в одном из залов располагается ярмарка предприятий, где известные издательства, аниме студии, фирмы по производству видео-игр и аниме продукции выставляют свои новинки. В этом зале народу не так много, как в залах с додзинси, но тут все равно толчея и суматоха. Каждая фирма выставляет все самое интересное, поэтому ходить по залу официальных производителей никогда не надоест.
Мероприятием, проводящемся на Комикете и заслуживающем отдельного внимания, является косплей. Косплееры также видят в Комикете одно из самых значимых мест для своей деятельности. Подробно мы расскажем о косплее на Комикете в следующих выпусках нашего журнала.
Последние годы среди посетителей Комикета становится все больше и больше иностранцев. Есть даже и такие, кто сам продает свои произведения, в основном это тайваньцы и корейцы. Чтобы подать заявку на участие в Комикете, необходимо состоять в японском додзин-клубе. Поэтому иностранцы вступают в такой клуб, чтобы попасть на Комикет. Сейчас на Комикете можно встретить гостей из разных стран — Америки, Китая, Тайваня, Кореи, Франции, Испании и др. Совершенно случайно я встретила там девочек из Москвы и Улан-Удэ.
Главный организатор Комикета Итикава Коити, которого называют центральной фигурой всей манга жизни Японии, рассказал о Комикете, прошедшем в этом месяце, и передал послание специально для читателей “Cool Japan Journal”: «Дорогие российские друзья! Комикет – это место, где люди из разных уголков мира находят друзей с помощью додзинси. Мы проводим Комикет два раза в год, в августе и в декабре, и будем рады видеть вас на нем. В Японии, как и в России, есть пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», поэтому по-настоящему понять Комикет вы сможете только побывав на нем. Я с нетерпением жду российских фанатов манги у нас на Комикете!»                                                                                                 Представитель Комитета по подготовке Комикета, Итикава Коити, 19 августа 2011 г.
Текст и фотографии Kona Yuki
Рисунки Алена Ереско
Скриншоты ©“Genshiken”
При использовании статьи и иллюстраций ссылка на авторов и источник ОБЯЗАТЕЛЬНА
Cool Japan Journal
 
В России тоже начал работу русский Комикет, который носит название Cool Japan Market и который проводит проект Cool-Japan-Ru. Подробнее с ним можно познакомиться здесь.
Запись опубликована в рубрике АНИМЕ И МАНГА アニメ・漫画, Манга 漫画, ОТАКУ-КУЛЬТУРА オタク文化. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>