Новая политика японского правительства COOL JAPAN

Что для вас Япония? Страна традиционной культуры, самураев, гейш и суси? Или страна современных технологий, скоростных поездов и небоскребов? А быть может страна яркой молодежной культуры, аниме и манга? Мы, иностранцы, воспринимаем Японию по-разному, и это наше совершенно разное восприятие взяли на вооружение японские политики. Во второй половине 2000-х годов, когда многие страны начали вести политику так называемого «национального бренда», в Японии также стали активно обсуждать стратегию культурного воздействия. Сейчас правительство Японии осуществляет продвижение японской культуры в мире под названием COOL JAPAN.

      

Так что же такое “Cool Japan”? Этот термин в 2002 году придумал американский журналист Дуглас Мак Грэй по примеру предложенного в 1990-х годах Тони Блейером термина для обозначения современной культуры Великобритании Cool Britannia. В 2002 году вышла статья Мак Грэя под названием «Japan’s Gross National Cool», в которой он обозначил всемирное распространение японской современной культуры, вопреки политическим и экономическим проблемам Японии. Мак Грэй записал это как GNC = «Gross National Cool», что является игрой слов от GNP = Gross National Product. В масс медиа и научных кругах термин “Cool Japan” начал широко употребляться, и в итоге правительство Японии приняло этот бренд как один из видов Soft Power (воздействие мягким путем, с помощью культуры, идеологии или экономики, а не с помощью военной силы). “Cool Japan” стал культурной супер-силой, способом продвижения Японии как культурной державы в мире.
Что же подразумевают под “Cool Japan”? Аниме, манга, мода, кино, J-pop и J-rock, видео-игры, архитектура, японская кухня, традиционные ремесла и даже бытовая техника, то есть всё то, что японцы считают как само собой разумеющееся, но что притягивает как магнит жителей разных уголков мира, все то, что иностранцы считают “cool” в японской культуре. Одним из видов “Cool Japan” является и понятие «кавай» и его родоначальница Hello Kitty, а некоторые иностранцы объединяют в это понятие и сам японский язык, японцев с их необычным характером и отмечают привлекательность Японии в смеси старого и нового. Другими словами, это все то, что Япония может предложить миру, нечто уникальное и желанное для всех. Многие даже предполагают, что Япония сможет выйти из кризиса и занять место лидирующей мировой державы именно благодаря своим “cool”. Сейчас прогрессивно настроенные политики и бизнесмены активно используют этот неофициальный слоган. Как вы успели заметить, наш журнал “Cool Japan Journal”, который входит в проект “Cool-Japan-Ru”, единственный в России, использующий этот термин, также придерживается политики “Cool Japan”,  ведь здесь вы можете прочитать о манга, аниме, молодежной моде, современных традициях, японском языке, японской кухне и многом другом, что позиционируется как “cool”.
Слово “Cool Japan” знают и исследуют во всем мире. В Массачусетском Технологическом Институте был организован исследовательский проект Cool Japan, а во многих зарубежных университетах стали защищаться магистрские и докторские диссертации, написанные на эту тему. Наш журнал также предлагает вам выдержки из исследовательской магистрской диссертации на тему культуры аниме и манга, которую ваша соотечественница защитила в 2011 году в Нагойском университете в Японии. Благодаря эффекту “Cool Japan”, во всем мире возросло количество желающих изучать японский  язык и японскую культуру.
Как уже было сказано в начале, правительство Японии осуществляет политику продвижения японской культуры в мире под названием COOL JAPAN. Департамент промышленности Министерства торговли, экономики и промышленности Японии, в июне 2010 года организовал Кабинет Cool Japan, который занимается содействием в развитии креативных отраслей промышленности, а именно дизайн, аниме, мода, создание видео-игр, подготовкой и воспитанием специалистов и продвижением этих отраслей промышленности в Японии и в мире. Кабинет Cool Japan является связующим звеном между компаниями и правящими кругами, организовывает встречи, исследует рынки, проводит мероприятия в Японии и за ее пределами, активно сотрудничает с университетами и колледжами, занимающимися подготовкой необходимых специалистов, таким образом помогая набирать квалифицированный персонал. В ноябре 2010 года Кабинетом Cool Japan была проведена COOL JAPAN TOKYO — CONFERENCE, целью которой было переосмысление самими японцами уникальности своей культуры, товаров и услуг и продвижение этой культуры в мире. В мае 2011 г. была проведена конференция Министерства экономики, торговли и промышленности, на которой было решено оказывать государственную поддержку креативным отраслям, таким как реклама, архитектура, театральное искусство, арт, дизайн, кино, музыка/клипы, телевидение/радио, компьютерное программирование, издательское дело, моделирование одежды, прикладное искусство, игрушки (сюда относятся и аниме фигурки), мебель, продукты питания, бижутерия, канцелярия. 21 ноября 2011 состоялся очередной симпозиум на тему «Cool Japan», на котором обсудили возможности применения политики «Cool Japan» для создания здорового японского общества.
Однако вмешательство государства в мир таких проявлений  “Cool Japan”,  как манга и аниме, подвергают в том числе и критике. Например, в 2009 году в Парламенте начал активно обсуждаться проект Государственного Центра Медиа Искусства, на создание которого (открытие Центра было объявлено на 2011 г.) планировалось пустить 11 млрд 700 млн иен (около 117 млн долларов) из бюджета страны. В этом огромном четырехэтажном Центре планировалось разместить библиотеку манга, какая только была издана в Японии, и несколько медиа-залов, где можно было бы просматривать аниме. Активнее всех это проект обсуждал бывший премьер-министр Японии Асо Таро, который сам является большим поклонником манга и аниме. Однако все это было подвергнут сильной критике как со стороны политических кругов, так и со стороны самих создателей и поклонников этой культуры. Таким образом, проект был приостановлен, ведь не зря его называли «пустой тратой государственных средств» и «государственной манга-киссой» (манга-кисса – кафе, где можно в том числе почитать мангу, которые в Японии считают одним из дешевых и незамысловатых мест для убивания времени).  Поп-культура движется в своем направлении,  и многие не принимают вмешательства неспециалистов в творческие отрасли.
Удачным примером государственной поддержки, помимо  Кабинета Cool Japan, можно назвать Всемирный Косплей Саммит (World Cosplay Summit), который проводится вот уже 9 лет, и который получает поддержку, в том числе и от Министерства иностранных дел Японии. Девиз Саммита «Манга – язык международного общения» еще раз дает нам понять, что феномен “Cool Japan” может быть использован для укрепления дружественных связей Японии с разными странами. “Cool Japan” продолжает существовать и привлекать все новых и новых почитателей японской культуры. Сможет ли этот феномен помочь укрепить позиции Японии как лидирующего государства в мире? Время покажет.
Использование материалов статьи только со ссылкой на автора и источник.
Shumilova Aleksandra
«Cool Japan Journal»
Запись опубликована в рубрике АНИМЕ И МАНГА アニメ・漫画, Аниме アニメ, ЗАПИСКИ О ЯПОНИИ     現代の日本, Исследование культуры аниме и манга в России и Японии, КОСПЛЕЙ コスプレ, Манга 漫画, Молодежная мода 若者ファッション, ОТАКУ-КУЛЬТУРА オタク文化. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Новая политика японского правительства COOL JAPAN

  1. Yukio-kun говорит:

    Да уж.. После ухода Асо Таро с поста премьера аниме-культуру как только не прессинговали.. Особенно в период, когда премьером был Наото Кан, который успел с негативной стороны засветиться во многих сферах. А уж о его политике после Фукусимы я вообще молчу( Посмотрим, как себя покажет Есихико Нода =) Судя по статьям в рунете — довольно интересный дядька)

Добавить комментарий для Yukio-kun Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>